Мосфильм. 90 шагов — Mosfil’m. 90 shagov (2013)
Год выпуска: 2013
Страна: Россия
Жанр: документальный
Продолжительность: 30+ выпусков
Перевод: Русский (Оригинал)
Режиссер: Виктор Ющенко
В ролях: Александр Казакевич
Описание Сериала: Цикл программ “Мосфильм”. 90 шагов” рассказывает о лучших картинах, созданных на киностудии. Это выжимка интересных фактов, оставшихся за кадром со съемочных процессов кинокартин, информация к которым была предоставлена музейным архивом “Мосфильм-инфо”.
1-я серия. “Война и мир”. Киноэпопея “Война и мир” режиссера Сергея Бондарчука в свое время стала национальным проектом. По многим параметрам экранизация романа Льва Николаевича Толстого остается непревзойденным произведением кинематографа. Батальные сцены, московский пожар 1812 года, бал Наташи Ростовой и многое другое – вошли в классику не только отечественного, но и мирового кино. Постановка фильма стала прорывом и в развитии киностудии “Мосфильм”.
2-я серия. “Бег”. Выпуск расскажет о том, как появилась идея фильма А. Алова и В. Наумова “Бег”. Насколько парадоксальным и смелым было решение студии “Мосфильм” о запуске фильма о белой эмиграции в год 100-летия Ленина. О том, что проект неоднократно оказывался под угрозой закрытия по идеологическим причинам, о съемках уникальных по сложности эпизодов фильма (например, сцены тараканьих бегов – при том, что тараканы оказались никудышными актерами), о типично советском “выбивании”.
3-я серия. “Андрей Рублев”. С именем Андрея Тарковского связано не только чувство нашей патриотической гордости за отечественную культуру, но и множество легенд и домыслов. И причиной тому действительно удивительные и неожиданные события, происходившие с его фильмами. Но “Андрей Рублев”, совершенно особое произведение для отечественного кино, и тут стоит особняком. Даже сама идея фильма, посетившая молодых кинематографистов Андрея Тарковского и Андрона Кончаловского, основывалась на недостатке информации.
4-я серия. “Убить дракона”. Жанр фильма Марка Захарова “Убить дракона”, снятого по мотивам пьесы Евгения Шварца, – историческая притча. Социально-политический гротеск и сатира сделали фильм актуальным общественным явлением. Как всегда режиссер пригласил в свой фильм любимых актеров – главные роли исполнили Олег Янковский, Александр Абдулов, Евгений Леонов, Александра Захарова.
5-я серия. “Сибириада”. Выпуск программы посвящен фильму Андрея Кончаловского “Сибириада”. Фильму, имеющему огромное значение для российского кино, и огромный успех, на который никто не рассчитывал. Автор и ведущий Александр Казакевич расскажет о том, как традиционный госзаказ на производственную тему стал фильмом-легендой, глобальной работой о метафизике человека и природы.
6-я серия. “Воскресение Михаила Швейцера”. Сам факт создания “Воскресения”, фильма ныне классического, экранизации самого, возможно, неоднозначного произведения Л.Н. Толстого, можно считать в некотором роде промахом советской цензуры. То есть сначала-то цензура была бдительна: после фактического запрета предыдущего фильма Михаила Швейцера “Тугой узел” и сам “Мосфильм” не решался доверить режиссеру столь ответственную постановку – ведь еще одна картина на “полке” для студии стала бы катастрофой. Но Швейцер убедил коллег: тогда, в 59-м, когда сталинское прошлое было еще так близко, что еще даже не стало в прошлым полной мере, проблема обретения внутренней свободы, которую решал толстовский герой, была чрезвычайно актуальна.
7-я серия. “Старшая сестра”. Режиссер фильма “Старшая сестра” Георгий Натансон не мог подозревать, какого масштаба событием для него лично и нашего кино станет картина. Ведущий Александр Казакевич расскажет в программе, как преодолевались препятствия во взаимопонимании режиссера, его избранницы-актрисы Татьяны Дорониной и великого драматурга, автора пьесы “Старшая сестра” Александра Володина. Как удалось Натансону, вопреки предубеждениям начальства, утвердить на одну из ролей Инну Чурикову, которая именно ролью Колдуньи в “Старшей сестре” привлекла к себе внимание молодого Глеба Панфилова, искавшего актрису для своего дебюта “В огне брода нет”. Как Натансон по-настоящему расплакался на глазах председателя Госкино А. Романова. И как свекровь актрисы Дорониной спасла фильм от его закрытия… самой Татьяной Дорониной. Словом, программа, рассказывающая об одной из самых элегичных и проникнутых тонким психологизмом картин отечественного кино, – почти триллер.
8-я серия. “В четверг и больше никогда”. Есть фильмы, которые от начала и до конца создаются их авторами, а есть те, которые диктуют создателям свои условия. “В четверг и больше никогда” оказался именно таким фильмом. Будто он жил собственной жизнью, и не обстоятельства и режиссер Анатолий Эфрос, а сам он делал совсем не главного раньше героя главным, в последний момент менял артистов, из непритязательной телепьесы становился выдающимся кинофильмом.
9-я серия. “Трясина”. Фронтовику Григорию Чухраю не понравилась история, которую рассказал ему как-то один актер – про человека, спасавшегося во время войны от призыва и 12 лет просидевшего в укрытии. Все в нем, фронтовике, протестовало против дезертирства. Нонну Мордюкову долго не утверждали на главную роль – как казалось авторам, она была слишком конкретна, не создавала обобщающий образ материнской любви, которая может не только возвышать, но и погубить.
10-я серия. “Повесть о человеческом сердце”. В начале 1970-х идеологическое руководство СССР поставило перед кинематографистами принципиальную задачу – представить зрителю нового героя, столь же яркого, как Павел Корчагин и Василий Теркин, но при этом способного стать нравственным ориентиром для зрителя, который созрел для серьезного разговора.
11-я серия. “Неоконченная пьеса для механического пианино”. В век, обожествивший чудеса механики, по Никите Михалкову и его соавтору по сценарию Александру Адабашьяну, и отношения героев складывались механистично, будто из них ушло живое чувство. О том, как отважно сценаристы Михалков и Адабашьян “переписывали” Чехова, как Александр Адабашьян не стал режиссером “Механического пианино”
12-я серия. “Они шли на Восток”. “Они шли на Восток” – первый опыт совместного советско-итальянского кинопроизводства, появился благодаря Московскому кинофестивалю. Приехавший на него в 1961 году, как писали тогда, “прогрессивный итальянский режиссер”, да еще и коммунист Джузеппе Де Сантис рассказывал, как во время Второй мировой был бойцом итальянского Сопротивления. Его незамедлительно познакомили с писателем Сергеем Смирновым, автором “Брестской крепости”.
13-я серия. “Время желаний”. “Юлий Райзман решил сделать этот фильм в преддверии своего 80-летия. Но никому и в голову не придет, смотря картину, делать скидку на режиссерский возраст. Наоборот, это было преимущество Райзмана: имея в багаже “Коммуниста” (1957) и “Твоего современника” (1967), фильмы, в которых будто запечатлелись исторические вехи, режиссер ясно видел черты настоящего.
14-я серия: “Я шагаю по Москве”
15-я серия: “Красная палатка”
16-я серия: “Кин-дза-дза!”
17-я серия: “Романс о влюбленных”
18-я серия: “Борис Годунов”
19-я серия: “Раба любви”
20-я серия: “Фокусник”
21-я серия: “Сережа”
22-я серия: “Крейцерова соната”
23-я серия: “Избранные”
24-я серия: “Иван Грозный”
25-я серия: “Анна Павлова”
26-я серия: “Человек с аккордеоном”
27-я серия: ‘Коммунист’
28-я серия: “Взлет”
29-я серия: “Коллеги”
30-я серия: “Охота на лис”